Эмоциональное состояние родителей детей с онкологией
Одно из серьезных проблем, возникающей в семьях с детьми, страдающими онкологией, является психоэмоциональное состояние.
Установление онкологического заболевания у ребенка и лечение онкопатологии предстает не только в медицинском, но и в психологическом и психосоциальном аспектах. Онкологическое заболевание ребенка имеет психотравматическое влияние на родителей, которое проявляется разнообразной психопатологической симптоматикой во время лечения, нарушениями семейных, супружеских и межличностных отношений, изменением социального статуса.
Особенно остро психологические проблемы проявляются в случае рецидива или продолжения болезни у ребенка. Учитывая, что состояние психологической адаптации родителей к заболеванию ребенка, одним из отражений которого является их психоэмоциональное состояние — значимая составляющая психологической и психосоциальной адаптации ребенка.
Психоэмоциональное состояние родителей онкобольного ребенка определяется с помощью методики диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина и дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, тогда как изучение содержательных аспектов стрессовой ситуации проводится путем клинико-психологического интервью.
Причины психологического дистресса
Основными источниками психологического и психосоциального дистресса для родителей онкобольных детей являются:
- установление онкологического диагноза у ребенка;
- госпитализация и пребывание в стационаре;
- оперативное вмешательство и курсы химиотерапии;
- обострение семейных, детско-родительских, семейных, межличностных и внутриличностных конфликтов;
- изменения социальной активности (работа, общение с окружением).
Анализируя результаты обследования родителей детей, больных онкологией, обнаружено, что все они переживали дистресс, однако его источники были разными.
Операция
У родителей детей, которым было запланировано хирургическое лечение, большинство переживаний на этапе первичной госпитализации сосредотачивались вокруг операции. Особенностью психологического состояния в предоперационном периоде было ожидание послеоперационного статуса, которое сопровождалось предоперационной и послеоперационной тревогой.
Тревога проектировалась в будущее и отражала ожидания родителей больного ребенка относительно эффективности лечения и влияния операции на физическое и психическое развитие ребенка. Переживания родителей в предоперационном периоде касаются самой операции и появления у ребенка неприятных ощущений, боли. Родственники переживают за результат операции, ее последствия. У большинства отмечается страх:
- анестезии, ее побочных эффектов;
- исключение из социального функционирования (работа, уход за другими детьми в семье);
- необходимости ухода за ребенком в послеоперационном периоде, перераспределения обязанностей на время лечения.
В послеоперационном периоде наиболее сильное беспокойство вызывает уход, возможности реабилитации и необходимость справляться с психологической реакцией ребенка на наличие соматического дистресса, адаптация к изменению «образа тела» вследствие инвалидизирующих операций, дальнейшая тактика лечение в случае имеющегося злокачественного новообразования.
Химиотерапия и другие виды лечения
Для родителей детей, которым была назначена химиотерапия или другие виды лечения, источники стресса были следующие: сам факт госпитализации как для детей, так и для родителей занимает первое место в ряду психотравмирующих событий, связанных с болезнью. Необходимость постоянного нахождения в больнице часто сопровождается тревогой, снижением настроения, а порой и нарушением поведения.
Родителям больного ребенка необходимо приспосабливаться к условиям стационара и адаптировать к ним ребенка. Наиболее неприятными для детей являются диагностические и лечебные процедуры, в особенности инвазивные (инъекции, пункции). Наряду с медицинскими работниками родители должны объяснять их пользу, несмотря на дискомфортность, и выступать буфером, который бы гасил негативные эмоциональные реакции детей.
Отношения между детьми и родителями
В сфере детско-родительских отношений нарушения чаще всего выражаются в гиперопеке, реже отвержении ребенка с последующим дистанцированием, которое провоцирует возникновение интенсивного чувства вины и самоосуждения. При наличии в семье других детей, которым уделяется меньше внимания, у родителей появляется чувство собственной некомпетентности и вины.
Нарастание негативных эмоций в семье может выливаться в поиск виновных в болезни ребенка, дестабилизируя семью и делая ее более уязвимой к стрессам. Затрудняет психологическую адаптацию родителей неудовлетворительное состояние их физического и психического здоровья, наличие «не пережитого горя или потери», которое резонирует с ситуацией болезни ребенка.
Потребность в уходе за больным ребенком обычно обусловливает перераспределение ролей в семье: чаще всего остаются с ребенком в стационаре матери, тогда как отцы сосредоточены на финансовых аспектах. Напряжение возникает также и в супружеских отношениях, что проявляется недоразумениями и возникновением конфликтов, дистанцированием друг от друга, сокращением или отсутствием сексуальных отношений.
Итак, психоэмоциональное состояние родителей детей с диагностированным новообразованием характеризуется различными по интенсивности проявлениями тревоги и депрессивного состояния, которые могут трансформироваться в клинически выраженные психические нарушения, что обусловливает необходимость организации и важность оказания медико-психологической помощи.
В данном аспекте задачей медико-психологической помощи является нормализация психоэмоционального состояния родителей онкобольного ребенка, обучение методам саморегуляции психического состояния, повышение стрессоустойчивости и формирование навыков противодействия стрессу.