Эмоциональное состояние родителей детей с онкологией

Эмоциональное состояние родителей детей с онкологией

Одно из серьезных проблем, возникающей в семьях с детьми, страдающими онкологией, является психоэмоциональное состояние.

Установление онкологического заболевания у ребенка и лечение онкопатологии предстает не только в медицинском, но и в психологическом и психосоциальном аспектах. Онкологическое заболевание ребенка имеет психотравматическое влияние на родителей, которое проявляется разнообразной психопатологической симптоматикой во время лечения, нарушениями семейных, супружеских и межличностных отношений, изменением социального статуса.

Особенно остро психологические проблемы проявляются в случае рецидива или продолжения болезни у ребенка. Учитывая, что состояние психологической адаптации родителей к заболеванию ребенка, одним из отражений которого является их психоэмоциональное состояние — значимая составляющая психологической и психосоциальной адаптации ребенка.

Психоэмоциональное состояние родителей онкобольного ребенка определяется с помощью методики диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина и дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, тогда как изучение содержательных аспектов стрессовой ситуации проводится путем клинико-психологического интервью.

Причины психологического дистресса

Основными источниками психологического и психосоциального дистресса для родителей онкобольных детей являются:

  • Причины психологического дистрессаустановление онкологического диагноза у ребенка;
  • госпитализация и пребывание в стационаре;
  • оперативное вмешательство и курсы химиотерапии;
  • обострение семейных, детско-родительских, семейных, межличностных и внутриличностных конфликтов;
  • изменения социальной активности (работа, общение с окружением).

Анализируя результаты обследования родителей детей, больных онкологией, обнаружено, что все они переживали дистресс, однако его источники были разными.

Операция

У родителей детей, которым было запланировано хирургическое лечение, большинство переживаний на этапе первичной госпитализации сосредотачивались вокруг операции. Особенностью психологического состояния в предоперационном периоде было ожидание послеоперационного статуса, которое сопровождалось предоперационной и послеоперационной тревогой.

Тревога проектировалась в будущее и отражала ожидания родителей больного ребенка относительно эффективности лечения и влияния операции на физическое и психическое развитие ребенка. Переживания родителей в предоперационном периоде касаются самой операции и появления у ребенка неприятных ощущений, боли. Родственники переживают за результат операции, ее последствия. У большинства отмечается страх:

  • анестезии, ее побочных эффектов;
  • исключение из социального функционирования (работа, уход за другими детьми в семье);
  • необходимости ухода за ребенком в послеоперационном периоде, перераспределения обязанностей на время лечения.

В послеоперационном периоде наиболее сильное беспокойство вызывает уход, возможности реабилитации и необходимость справляться с психологической реакцией ребенка на наличие соматического дистресса, адаптация к изменению «образа тела» вследствие инвалидизирующих операций, дальнейшая тактика лечение в случае имеющегося злокачественного новообразования.

Химиотерапия и другие виды лечения

Химиотерапия и другие виды леченияДля родителей детей, которым была назначена химиотерапия или другие виды лечения, источники стресса были следующие: сам факт госпитализации как для детей, так и для родителей занимает первое место в ряду психотравмирующих событий, связанных с болезнью. Необходимость постоянного нахождения в больнице часто сопровождается тревогой, снижением настроения, а порой и нарушением поведения.

Родителям больного ребенка необходимо приспосабливаться к условиям стационара и адаптировать к ним ребенка. Наиболее неприятными для детей являются диагностические и лечебные процедуры, в особенности инвазивные (инъекции, пункции). Наряду с медицинскими работниками родители должны объяснять их пользу, несмотря на дискомфортность, и выступать буфером, который бы гасил негативные эмоциональные реакции детей.

Отношения между детьми и родителями

В сфере детско-родительских отношений нарушения чаще всего выражаются в гиперопеке, реже отвержении ребенка с последующим дистанцированием, которое провоцирует возникновение интенсивного чувства вины и самоосуждения. При наличии в семье других детей, которым уделяется меньше внимания, у родителей появляется чувство собственной некомпетентности и вины.

Нарастание негативных эмоций в семье может выливаться в поиск виновных в болезни ребенка, дестабилизируя семью и делая ее более уязвимой к стрессам. Затрудняет психологическую адаптацию родителей неудовлетворительное состояние их физического и психического здоровья, наличие «не пережитого горя или потери», которое резонирует с ситуацией болезни ребенка.

Уход за ребенком с онкологиейПотребность в уходе за больным ребенком обычно обусловливает перераспределение ролей в семье: чаще всего остаются с ребенком в стационаре матери, тогда как отцы сосредоточены на финансовых аспектах. Напряжение возникает также и в супружеских отношениях, что проявляется недоразумениями и возникновением конфликтов, дистанцированием друг от друга, сокращением или отсутствием сексуальных отношений.

Итак, психоэмоциональное состояние родителей детей с диагностированным новообразованием характеризуется различными по интенсивности проявлениями тревоги и депрессивного состояния, которые могут трансформироваться в клинически выраженные психические нарушения, что обусловливает необходимость организации и важность оказания медико-психологической помощи.

В данном аспекте задачей медико-психологической помощи является нормализация психоэмоционального состояния родителей онкобольного ребенка, обучение методам саморегуляции психического состояния, повышение стрессоустойчивости и формирование навыков противодействия стрессу.